Лайфхакер собрал максимум информации о формах, механизмах, наполнителях и обивках диванов и сделал специальные таблицы, которые помогут принять решение и не пожалеть о нём, как только мебель привезут.
Формы диванов
Диваны бывают:
- прямыми;
- угловыми;
- с оттоманкой;
- модульными;
- островными.
большой прямой диван — это классика. Вариаций масса. Есть любые размеры и цвета.

Прямые диваны, как и угловые, обычно ставят вдоль стен и часто комплектуют встроенными столиками, мини-баром и откидными полками. На таких диванах удобно спать.

Угловые диваны не стоит отождествлять с диванами с оттоманкой. На Востоке так называется разновидность широкой мягкой тахты. В нашей мебельной промышленности под оттоманкой понимают выступающую часть дивана. Часто без подлокотников, но с нишей для хранения.
Современные диваны с оттоманкой в интерьере успешно выполняют роль угловых, экономя пространство небольших комнат, и часто служат хозяевам основным спальным местом.

Островные диваны могут быть круглыми или полукруглыми, овальными и прямоугольными. Это дорогие и статусные диваны. На них, как правило, не спят. Их ставят в центре просторных комнат, чтобы создать зону отдыха. Желательно, чтобы подход к «острову» был со всех сторон.
Модульные диваны состоят из нескольких частей и могут по-разному комбинироваться. Модули можно использовать как отдельные элементы мебели. В составе может быть модуль со спальным местом, но чаще всего такие диваны предназначены для красоты и релакса.
Благодаря универсальности и разнообразию форм, модульные диваны отлично подходят для квартир-студий.

Основные механизмы трансформации
Механизм трансформации — это способ раскладки дивана. Вариантов много.
Когда впервые приходишь в магазин, от разнообразия механизмов трансформации и их причудливых названий голова идёт кругом. На самом деле всё просто.
Механизмы можно разделить на раскладывающиеся, выкатывающиеся и разворачивающиеся. К первым относятся «книжка» и «еврокнижка», а также «клик-кляк». Ко вторым — «телескоп», «тик-так» и «дельфин». Разворачивающиеся механизмы — это «аккордеон» и различные «раскладушки».
Особняком стоят поворотные механизмы. Они используются в больших угловых диванах: одна половина разворачивается к другой, образуя широкое спальное место.

Книжка и еврокнижка

Диваны-книжки знакомы всем ещё с советских времён. Немного поднимаем сиденье и получаем прямоугольное спальное место. Чтобы разложить такой диван, его нужно отодвинуть от стены. Пространство под сиденьем обычно используется для хранения спальных принадлежностей и других вещей.

«Еврокнижка» — это усовершенствованная «книжка». Всё то же самое, только сиденье выдвигается вперёд на полозьях. Простой надёжный механизм, подходит для ежедневной раскладки. Такой диван не нужно отодвигать от стены.
Клик-кляк

Это тоже модернизированная «книжка», которая, помимо положений «лёжа» и «сидя», имеет промежуточные варианты: «полулёжа» и «полусидя». Диван «клик-кляк» выполняется на металлокаркасе с деревянными латами, которые при сильной нагрузке часто ломаются. Его лучше использовать в детской или для редких ночёвок гостей.

Очень похожи по виду и принципу работы диваны с механизмом «лит». Разница в том, что у них не раскладывается спинка — только подлокотники.
Телескоп (выкатной)

Спальное место дивана-телескопа состоит из трёх частей. Две из них образуют сиденье, а одна — спинку. Чтобы его разложить, нужно потянуть за нижнюю часть сиденья, сложить вперёд спинку, а образовавшееся между ними пространство заполнить матрасом. Из недостатков: низкое спальное место и царапины на полу при частой эксплуатации.
Аккордеон

Этот механизм трансформации основан на принципе гармошки: спальное место тоже состоит из трёх частей, одна из них — сиденье, а две другие образуют спинку. Чтобы разложить «аккордеон», нужно выдвинуть вперёд сиденье и уложить спинку в одну с ним плоскость.
Диваны с таким механизмом выпускают на деревянных рамах с обычными металлическими петлями и на цельнометаллических каркасах с деревянными латами. Первые лучше часто не раскладывать, вторые подходят для ежедневного использования.
Тик-так (пантограф)
Этот механизм трансформации очень похож на «еврокнижку». Только у «тик-така» сиденье шагает вперёд с помощью пружинного механизма. Это более дорогой, но и более удобный вариант: нет колёсиков, ничего не царапает пол. «Тик-так» отлично подойдёт тем, кто планирует использовать диван как кровать.
Дельфин (кенгуру, микролифт)

Это очень популярный механизм трансформации. Особенно в угловых диванах и диванах с оттоманкой, используемых для сна каждый день.
Принцип работы прост: при раскладке из-под сиденья выкатывается платформа, которая потом поднимается при помощи специального лифтового механизма, образуя единое спальное место. Чем надёжнее поднимающий механизм, тем дольше прослужит диван.
Французская, американская, бельгийская и итальянская раскладушки

«Французская раскладушка» — это раскладушка тройного сложения. При трансформации спальное место разворачивается вперёд и устанавливаются на дуги. Но спать на таком диване довольно жёстко. Он не подходит для ежедневного использования. Это гостевой вариант.

«Американская раскладушка» чуть более комфортная. Здесь всего два сложения, а потому матрасы более толстые, иногда даже с пружинными блоками. Но для ежедневного сна всё равно не самый удобный вариант.
«Бельгийская раскладушка» — это не столько тип механизма трансформации, сколько признак производителя. Франко-бельгийская мебельная компания Sedac-Meral выпускает двух- и трёхскладные раскладушки с поролоновыми и пружинными матрасами разной высоты. Это и есть «бельгийская раскладушка».

«Итальянская раскладушка» имеет два сложения и раскладывается вместе с мягкими элементами дивана. В отличие от других «раскладушек», в некоторых моделях «итальянских» есть небольшие ёмкости для хранения постельных принадлежностей.
Определитесь, для чего вам нужен диван: для сна или для отдыха? В первом случае лучше брать «книжку», «еврокнижку», «тик-так» или хороший «дельфин». Всё остальное — гостевые варианты.
Вот таблица, наглядно демонстрирующая плюсы и минусы диванов различного типа.
Каркас
При производстве диванов применяются металлические и деревянные каркасы, а также каркасы из деревянных брусков с ДСП.
Металлокаркасы надёжны и долговечны при условии, что соединения проработаны сваркой, а не болтами. К дивану с металлическим каркасом подходит любая обивка. При необходимости её можно заменить.
Срок эксплуатации деревянного каркаса зависит от породы и качества дерева. Влияет это и на цену. Дороже всего обходятся диваны из дуба, бука, ореха и ясеня. Более бюджетные варианты — каркасы из берёзы и хвойных пород дерева.
В деревянном каркасе главное, чтобы древесина была гладкой и сухой. Чем меньше выбоин и сучков, тем лучше.
Комбинация из деревянных брусков и ДСП — самый дешёвый вариант диванного каркаса. Но если при производстве соблюдена технология, а элементы из ДСП обработаны специальной краской, такой диван тоже прослужит много лет.
Наполнитель
Спинка, сиденье, подлокотники — каждый элемент дивана имеет наполнитель. Как правило, это поролон и пенополиуретан. Встречаются также латекс и пружины.
Диваны, внутри которых только поролон, наиболее дешёвые, но наименее долговечные. Максимально долго сохранит форму диван с набивкой из цельного куска поролона. Но через три-четыре года просядет и он.
Большинство производителей отдают предпочтение набивке из пенополиуретана. Он почти не отличается по цене от поролона, но служит намного дольше.
Пенополиуретан бывает блочный (сэндвич) и литой. Из первого сиденье, спинку и другие элементы дивана просто склеивают. Когда говорят о литом пенополиуретане, подразумевают, что на фабрике его в жидком виде залили в форму и на выходе получили литую спинку или подлокотник дивана.
Самый долговечный, экологичный и дорогой наполнитель — это латекс. Благодаря высокой эластичности, он повторяет контуры тела и мгновенно восстанавливает форму. При этом он не электризуется, устойчив к плесени и не вызывает аллергии. Латекс обычно используется в дорогой мебели с ортопедическим уклоном.
Отдельно стоит сказать о пружинных блоках. Их наличие в диване не только прибавляет очки к удобству, но и делает диван более долговечным и износоустойчивым. Конечно, при условии, что используются очень качественные отдельные пружинные блоки.