Какие системы безопасности есть у фургонов и микроавтобусов в России

0
66

При выборе легкого коммерческого автомобиля (LCV) клиенты смотрят не в последнюю очередь на безопасность. Разберемся с тем, какие пассивные и активные «телохранители» фургонов и микроавтобусов заботятся о жизни и здоровье всех участников движения.  Фото: iStock В последние годы помимо улучшения эксплуатационных и технических показателей легких коммерческих автомобилей конструкторы уделяют все больше внимания вопросам безопасности. Основная ставка делается на прочную конструкцию, пассивные меры защиты и передовую электронику, которая действует с опорой на набор датчиков, радаров и видеокамер.Пассивные системы безопасности

Под пассивной безопасностью понимают конструктивные возможности автомобиля, позволяющие сохранить жизнь и здоровье всех участников движения.

Прежде всего речь идет о должной жесткости и "запрограммированных" деформируемых зонах кузова, передних и задних противоподкатных брусьях, ремнях и подушках безопасности, конструктиве кресел, мягких элементах передней панели, складывающейся рулевой колонке, травмобезопасном педальном узле, безопасных стеклах и т.д. Кроме того, к набору пассивной безопасности относят также и телематический модуль "ЭРА-ГЛОНАСС".

В сегменте LCV наиболее безопасными считаются автомобили с капотной, либо полукапотной компоновкой, где кабина размещена за двигателем. Современный тренд — отход от вагонной, бескапотной компоновки, чтобы перед водителем и передними пассажирами было достаточное количество "железа", повышающего уровень защиты при фронтальном столкновении.

Типичный пример — Toyota Hiace нового поколения, где в ходе смены поколений у фургона "вырос" капот и добавились кольцеобразные усилители силового каркаса кузова.

А вот недавняя модернизация семейства Lada Largus в этом плане немного разочаровала. Вопреки ожиданиям модель, представленная у нас в том числе и в исполнении цельнометаллический фургон, не получила обещанных ранее боковых подушек безопасности, равно как системы стабилизации и травмобезопасного педального узла.

Тем не менее в активе отечественного "каблучка" имеются два "эйрбега", преднатяжители ремней безопасности для водителя и переднего пассажира, ABS. Кроме того, Lada Largus может похвастаться высококачественной сталью, которая составляет силовую структуру кузова, подрамником, который служит дополнением лонжерона (при ДТП он поглощает и перераспределяет энергию удара), безопасными стеклами и рулевым колесом, а также негорючими материалами отделки салона.

Активные системы безопасности

Наиболее важным электронным ассистентом в сегменте коммерческого транспорта является система автономного экстренного торможения. Такую внедряет на штатной основе, к примеру, компания Volkswagen для моделей Caddy, Transporter и Crafter, продаваемых в Европе.

Алгоритм работы "помощника" таков — встроенный во фронтальную часть LCV радар распознает критическую ситуацию и позволяет автоматически сохранить безопасную дистанцию. Причем сначала система просто предупреждает водителя звуковыми и визуальными сигналами, одновременно готовя тормозную систему (к дискам подводятся колодки). Если водитель не реагирует, следует кратковременное задействование тормозов. Если шофер вновь не нажмет на тормоз, система повысит усилие в тормозных механизмах до требуемого уровня.

В свою очередь штатная для всех Multivan, Transporter и Crafter в России автоматическая система послеаварийного торможения быстро уменьшает скорость автомобиля до 10 км/ч, чтобы снизить шансы новых столкновений. Опциональная система контроля слепых зон Side Assist для Volkswagen Multivan отслеживает автомобили в мертвой зоне и информирует водителя индикаторами во внешних зеркалах, а система слежения за усталостью водителя, оценивая манеру езды, предупредит человек за рулем, что пора съехать на обочину и отдохнуть.

Еще один типичный представитель сегмента LCV российского рынка, Ford Transit елабужской сборки, имеет усиленную конструкцию кузова для минимизации последствий ДТП. Штатная антиблокировочная система (ABS) помогает здесь избежать блокировки задних колес, особенно при движении ненагруженного автомобиля, а система курсовой устойчивости ESC вернет фургон на курс, подтормозив нужное колесо.

Завязанная на ESC система предотвращения переворачивания отслеживает поведение автомобиля и в случае такой опасности задействует тормозную систему и отрегулирует крутящий момент двигателя. При выборе кожаной отделки сидений в оснащение входят также боковые "эйрбеги".

Самые безопасные

Как известно, одним из главных мерил безопасности является европейское ведомство Euro NCAP. Согласно его свежему исследованию, составленному в конце декабря минувшего года, в числе лидеров по активной и пассивной безопасности в категории LCV на рынке Европы являются Ford Transit, Mercedes-Benz Vito и Volkswagen Transporter.

Авторитетные исследователи изучили 19 коммерческих фургонов грузоподъемностью до 3,5 т. При этом главным критерием стали не традиционные краш-тесты, а анализ систем безопасности, присутствующих уже в базовой комплектации фургонов.

В частности, упор был сделан на наличии таких систем, как автоторможение с распознаванием пешеходов и велосипедистов, контроль рядности и мониторинг состояния водителя. Все эти технологии имелись в арсенале упомянутого трио, представленного на европейских рынках. Проведенные тесты подтвердили эффективность работы таких телохранителей.