Ледокол в обмен на истребители: Вашингтон и Хельсинки готовят сделку

0
175

Сообщение о предстоящей закладке в России на дальневосточной верфи «Звезда» атомного суперледокола «Лидер» неожиданным образом аукнулось в США и рикошетом долетело в Финляндию.

Ледокол в обмен на истребители: Вашингтон и Хельсинки готовят сделку

«Сейчас у нас на стадии разработки самый большой ледокол в мире, — заявил американский президент на встрече с военными во Флориде. — Мы собираемся и попытаемся создать, если сможем, еще десять ледоколов. У нас сейчас только один, а у России — сорок…».

Как считал и что с чем сравнивал непредсказуемый Дональд Трамп, угадать невозможно, но пояснить необходимо. На «Балтийском заводе» в Петербурге, а теперь и на новой верфи «Звезда» в Приморье Россия строила и будет строить мощные ледоколы, прежде всего атомные, для обеспечения надежной проводки судов по трассе Севморпути, продления навигации и расширения судоходства в восточном секторе Арктики, где ледовая обстановка всегда наиболее тяжелая.

А ледоколы под американским флагом, о которых вел речь Трамп, — это по существу военные корабли, которые принадлежат службе Береговой охраны США. Помимо мощных дизелей и прочного корпуса они несут на борту много специального оборудования исключительно военного назначения. В том числе для того, чтобы собирать и передавать разведывательную информацию, поддерживать защищенную связь с ударными кораблями ВМС США, ставить при необходимости различные виды радиопомех, обеспечивать целеуказание. И цена такой начинки может достигать 30 и более процентов от стоимости всего ледокола.

Во второй половине 1970-х Береговая охрана США получила два «тяжелых» (по американской классификации) ледокола: Polar Star («Полярная звезда») и Polar Sea («Полярное море»). Назначенный ресурс — тридцать лет — они давно выходили. После аварии главной энергетической установки в 2011 году Polar Sea встал на прикол и какое-то время служил источником запчастей для Polar Star.

Последние двадцать лет (с 2000 года) главным вездеходом Береговой охраны США служит ледокол Healy, на котором развернуто пять исследовательских лабораторий. Водоизмещение у него (16 тысяч тонн) больше, чем у Polar Star и Polar Sea, а ледопроходимость слабее — максимум 1,6 метра. В Антарктиду Healy не ходит, а к Северному полюсу в 2015 году пробился — в рамках поддержки международной научной программы GEOTRACES, в которой российские ученые тоже участвуют.

Вот этот «парк» ледоколов и собираются обновлять-пополнять в США. А цель сомнения не вызывает — сдерживать и контролировать растущее российское присутствие в Арктике. Как справедливо заметили коллеги в «Коммерсанте», для России вывод на трассы Севморпути современных атомных ледоколов для поддержания круглогодичной навигации — «это инструмент развития своей экономики, американские ледоколы — это инструмент поддержания американского влияния».

У России, разумеется, тоже есть морская Пограничная служба, а в ее составе сторожевые корабли усиленного ледового класса и даже ледоколы. Но речь сегодня о другом — кто и с какими целями намеревается идти в Арктику. И кого видит в союзниках.

Месяц назад президент Трамп отдал указание разработать программу по развертыванию полярного флота из ледоколов к октябрю 2028 года. И тогда же, в июне 2020-го, на церемонии смены командующего Береговой охраной США, которая является таким же видом вооруженных сил как сухопутные войска, ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты, заявил, что эта служба получит «свой первый за последние 40 лет тяжелый ледокол».

А на недавней встрече во Флориде рассказал, что США сейчас обсуждают возможность строительства ледоколов по низкой цене. «Гораздо дешевле, чем это было. Это вас удивит», — передают агентства интригующие слова Дональда Трампа.

Разгадка их кроется, возможно, в сообщении из Хельсинки. Как передает оттуда РИА Новости, сразу два финских издания — Ilta-Lehti и Ilta-Sanomat — прогнозируют, что верфи Финляндии с большой вероятностью могут быть выбраны для строительства новых ледоколов по заказу США.

Газета Ilta-Sanomat в этой связи напоминает, что «финские ноу-хау в области ледоколов были продемонстрированы, например, на встрече президентов Саули Ниинисте и Дональда Трампа в октябре прошлого года. У американцев есть интерес к теме, а у Финляндии есть опыт в этой области».

«Объявление Белого дома, — вторит Ilta-Lehti, — станет музыкой для многих ушей в Финляндии, которая уже не первый год пытается продавать или сдавать в аренду США свои ледоколы».

Но самое интересное дальше: вероятность того, что Финляндия будет выбрана в качестве площадки для строительства новых ледоколов по заказу США, определенно возрастет, если власти в Хельсинки сделают выбор в пользу американских фирм Boeing и Lockheed Martin при закупке новых истребителей для финских ВВС.

В Минобороны Финляндии рассматривает пять вариантов: Boeing F/A-18 Super Hornet, Lockheed Martin F-35 (оба — США), Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Великобритания) и Saab Gripen (Швеция). И всем пяти производителям Финляндия уже направила через правительства этих стран приглашения к участию в тендере на поставку боевых машин для национальных ВВС.

По условиям тендера новые истребители должны прибыть в Финляндию в 2025-2030 годах. А поддержанная Конгрессом США программа строительства ледоколов, проводит аналогию РИА-Новости, рассчитана до 2029 года.