Почему 77-й Венецианский фестиваль стал знаковым для России

0
13

Почему Венецианский фестиваль решился первым из крупных киносмотров пройти онлайн? Ответ прост — в Венеции к маскам не привыкать. И если воспринимать киносмотр как своего рода карнавал — все встает на свои места… Шутки-шутками, но в этом году многие поддались искушению «попинать» Венецианский киносмотр, мол, конкурс более слабый, чем обычно, хотя, по идее надо бы радоваться, что фестиваль вообще состоялся и дал пример всем остальным. Но парадокс — многие из тех же критиков, которые бурчали по поводу слабой программы, проникнув в Венецию всеми правдами и неправдами, находили каждый для себя фильм, которым начинали восхищаться. Это касалось таких лент, как «Ночь» (Notturno) Джанфранко Рози (документальный фильм о Сирии), «Мисс Маркс» (Miss Marx) Сюзанны Никкьярелли (биографическая картина о дочери Карла Маркса), «Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman) Корнела Мундруцо (о женщине, родившей ребенка дома, и связанных с этим последствиях) и других, в том числе и картины Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», которая сразу же после показа попала в число фаворитов фестиваля этого года. В конкурсе было 18 картин и в итоге даже самым большим скептикам пришлось признать, что конкурс был достойный. Особенно учитывая реалии — год пандемии, в который проходила нынешняя «Мостра». Режиссер Андрей Кончаловский во время закрытия 77-го Венецианского кинофестиваля.  Фото: Татьяна Волобуева/РИА Новости Победителей многие предсказали довольно точно. Почти ни у кого не было сомнения, что обладателем «Золотого льва Святого Марка» станет фильм «Земля кочевников» (Nomadland) Хлои Чжао с Фрэнсис Макдорманд в главной роли. Это история женщины, потерявшей дом, которая колесит по Америке в фургоне и открывает для себя страну с новой стороны. Гран-при получила картина, которую также выделяли — «Новый порядок» (режиссер Мишель Франко). Ванессе Кирби за работу в картине «Фрагменты женщины» предрекали приз за лучшую женскую роль. Так и получилось. Итальянец Пьерфранческо Фавино, сыгравший в фильме «Наш отец», был в числе тех, кого называли возможными обладателями Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль. Он им и стал. «Серебряного льва» получил режиссер Киеши Куросава за фильм «Жена шпиона».

Нашему Андрею Кончаловскому прочили один из главных призов со стопроцентной уверенностью. И жюри во главе с Кейт Бланшетт продемонстрировало, что и здесь соответствует ожиданиям: присудило картине «Дорогие товарищи!» свой специальный приз. И справедливости ради — многие из числа первых зрителей ленты говорили о том, что Юлия Высоцкая, сыгравшая коммунистку, чьи убеждения претерпевают изменения во время расстрела рабочих в Новочеркасске, также вполне могла претендовать на награду за лучшую женскую роль.

«Я получил свой первый приз в Венеции более 50 лет тому назад. Венеция с тех пор для меня особенное место, и я очень рад быть снова здесь с работой, которая очень важная для меня лично, так как это фильм про наших родителей, про поколение, которого уже почти нет с нами», — отметил режиссер Андрей Кончаловский.

«Дорогие товарищи!» выйдут в прокат уже в ноябре — дата будет известна позднее. Но нельзя не отметить, что картины Андрея Кончаловского имеют долгую историю участия и побед на Венецианском фестивале — ранее работы режиссера «Первый учитель», «Рай» «Дом дураков» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» уже были отмечены наградами на «Мостре».

Однако, 77-й Венецианский кинофестиваль стал для нашей страны особенным не только благодаря весомому призу Андрея Кончаловского, хотя ему — в первую очередь. Картина «Китобой» — дебют молодого режиссера Филиппа Юрьева — взяла главный приз в параллельной программе авторского кино фестиваля — «Дни Венеции». Продюсеры картины Кира Саксаганская и Алексей Учитель радовались больше других еще и потому, что фильм другого их ученика Ивана И. Твердовского «Конференция» в той же программе «Дни Венеции» вошел в тройку лучших. То есть тех картин, из которых в итоге выбирали победителя.

«Это был один из самых эмоциональных моментов в моей жизни. Никогда церемония награждения не была такой непредсказуемой и волнительной. В конкурсе «Дни Венеции» принимают участие 27 членов молодого жюри, а председателем является режиссер Надав Лапид… Когда в финале мы победили — это были неописуемые чувства… Для меня как для режиссера-дебютанта это невероятно важная награда. Она важна именно для старта, и я надеюсь, что она даст возможность этому фильму быть увиденным максимальным количеством зрителей», — сказал режиссер Филипп Юрьев.

В основной программе фестиваля также был представлен фильм Моны Фастволд «Мир грядущий», сопродюсерами которого выступили Илья Стюарт, Мурад Османн и Павел Буря. И это говорит о том, что новое поколение наших продюсеров серьезно работает на международном уровне.

Сразу два российских проекта были представлены на Венецианском рынке копродукции Venice Gap-Financing Market — социальная драма «Продукты 24» Михаила Бородина и «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, чей предыдущий фильм «Человек, который удивил всех» взял приз за лучшую женскую роль Натальи Кудряшовой в рамках программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля в 2018 году. На прошлой неделе стало известно, что картина «Капитан Волконогов Бежал» получила поддержку Министерства культуры в рамках питчингов игрового, авторского и экспериментального кино 2020 года.

Тем временем

На 77-м международном кинофестивале в Венеции фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» был также отмечен премией «Человек, труд, окружающая среда». Эту тематическую премию учредил Фонд FAI CISL, и в этом году она была вручена впервые. Премия присуждается за раскрытие в кино тем, связанных с проблемами труда и окружающей среды.

Между тем

77-й Венецианский кинофестиваль также объявил победителей секции Venice VR Expanded. Церемония закрытия VR-cекции состоялась в виртуальном мире, в создании которого принял участие российский XR-художник Денис Семенов. Стоит отметить, что впервые в истории VR-программу показали в 15 городах мира, в том числе — и в Москве ,на территории дизайн-квартала «Флакон». Главный приз достался проекту «Палач дома. Иммерсивный однопользовательский опыт» Мишеля и Ури Крано (Дания, Франция, Канада). Основанный на стихотворении Карла Сандбурга, фильм исследует возможные ответы на вопрос: о чем думает палач, когда возвращается после работы домой? Награду за лучшую иммерсивную историю получил китайский проект «Убийство суперзвезды» Фан Фана, а за лучший иммерсивный опыт — американский проект «В поисках Пандоры X» Киры Бенжинг. Лучших в этом году выбрали легендарный японский геймдизайнер Хидэо Кодзима, британский режиссер-документалист Асиф Кападия («Эми»), и Селин Трайкарт.