Ректор РАНХиГС: Современный студент видит в образовании инвестицию в будущее

0
63

Высшая школа вышла «в люди». Почти месяц студенты и преподаватели приходят в аудитории, участвуют в семинарах и лекциях. Как вузы возвращаются к привычной жизни? Могут ли снова уйти в онлайн? Какие преподаватели больше всего недовольны дистантом? Об этом «РГ беседует с ректором РАНХиГС Владимиром Мау.  Фото: Илья Питалев / РИА Новости Владимир Александрович, несмотря на то, что вузы вернулись в офлайн, возвращение к дистанту все еще на повестке?

Владимир Мау: Обучение во всех подразделениях РАНХиГС с 1 сентября идет в очном формате — разумеется, с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора. На входе в здания измеряют температуру, в аудиториях регулярно проводится влажная уборка, дезинфекция и проветривание, студенты и сотрудники — в масках. Преподаватели могут снимать их во время лекций. Все заочные и вечерние занятия максимально переведены в дистант. У очников в расписании также предусмотрен дистант — минимум один день в неделю. Если в регионе, где работает наш филиал, ухудшится эпидемиологическая обстановка, обучение вернется в дистанционный формат. Мы организуем работу таким образом, чтобы ситуация минимально влияла на учебный процесс и никто не чувствовал принципиальных отличий от обычного учебного года.

Как считаете, могут некоторые университеты полностью перейти в онлайн?

Владимир Мау: Полный переход в онлайн — вариант нежелательный, но вероятный. Новый всплеск пандемии в определенных регионах может не оставить некоторым вузам другого выбора. Но российская система высшего образования вообще, и Президентская академия в частности, адаптировались к новым условиям. Даже в случае обострения эпидемиологической ситуации университеты будут стараться найти комбинированные варианты обучения.

Стресс-тест, через который прошли образовательные учреждения минувшей весной, дал нам новый важный опыт. Так, стало более понятно, какие учебные программы в наилучшей степени могут быть реализованы в онлайн формате. Но полный уход в дистант — явно негативный сценарий для любого вуза. Образование — это не просто механическая передача знаний, но и общение с коллегами и учениками, совместный поиск идей и решений. Без личного контакта эти формы работают слабо. Очень хотелось, чтобы мы никогда не оказались перед подобным выбором. Хотя, разумеется, будут появляться новые программы, специально заточенные под исключительной дистанционный формат. Но именно специально, а не вынужденно.

Ваши преподаватели старше 65 лет ведут занятия дистанционно?

Владимир Мау: Сейчас это ограничение снято. Но я прошу преподавателей и сотрудников старшего поколения поберечь себя и минимизировать свои прямые контакты. Это не ограничит их возможность занятия любимым делом. Многие — потрясающие и популярные преподаватели. Собственно, для этого мы и вводим на каждой программе один дистанционный день в неделю — для занятий преподавателей старших возрастов. Нельзя упустить их опыт и знания и одновременно нельзя рисковать их здоровьем. Тем, кому нужна помощь в общении с техникой (впрочем, таких немного), помогут наши "цифровые волонтеры".

Кто он — сегодняшний первокурсник президентской академии?

Владимир Мау: То, что приемная кампания-2020 проходила в удаленном режиме, осложняет ответ на этот вопрос. Мы только начинаем знакомиться с ребятами. В этом году количество абитуриентов увеличилось почти в два раза. При этом надо отметить: что общее количество заявлений возросло не так значительно. Значит, абитуриенты делают более осознанный выбор и не стремятся подавать заявления на очень большой набор направлений и программ. В Москве примерно треть зачисленных — иногородние. В прошлом году было также. А значит, ребята не побоялись приехать в Москву, несмотря на пандемию. Самые востребованные направления: "Зарубежное регионоведение", "Реклама и связи с общественностью", "Государственное и муниципальное управление", "Политология", "Экономика", "Юриспруденция". Наш первокурсник — 2020 обладает более высокими баллами ЕГЭ, чем его предшественник. А главное, мы надеемся, что это "наш" студент — мотивированный, настроенный на успех, готовый к напряженной учебе и яркой жизни.

Вообще, в современных абитуриентах я все чаще замечаю одну показательную особенность, которая очень радует. Они все больше относятся к получению образования не как к покупке услуги, пусть даже и качественной, — заплатил за годы обучения в вузе и получил диплом, а как к инвестициям в собственное будущее. Поэтому и проявляют больше сознательности при выборе вуза. "Случайных" первокурсников становится все меньше. А большинство тех, кто все же уходят после первого семестра — не те, кто "не тянет", а те, кто вовремя понял: им нужен другой вуз.

Зарубежные специалисты прогнозируют падение студенческих обменов в постковидном мире на четверть. Международные стажировки и обмены под угрозой?

Владимир Мау: Все международные программы РАНХиГС в сфере управления и бизнес-образования сохраняются в дистанционном формате, мы не намерены от них отказываться. На сегодня у Академии более 450 партнерских соглашений с зарубежными университетами. Надеюсь, что дистанционные образовательные технологии помогут в полной мере сохранить взаимодействие с партнерами, студентами и абитуриентами из других стран.

Особый вызов — глобальная конкуренция университетов. Ведь быть современными вузы могут только, если обогащают себя опытом коллег. Без академического сотрудничества в образовании и науке, совместных исследований, конференций, студенческих обменов, общих программ нельзя представить современный университет.

В одном из последних исследований РАНХиГС преподаватели вузов раскритиковали дистант, особенно удаленные экзамены. Почему?

Владимир Мау: Мы провели два совместных с Минобрнауки опроса об отношении преподавателей к дистанционному формату обучения. И действительно, ответы были очень скептические. Но это, скорее, психологическое неприятие — страх перед неопределенностью в будущем, возможным административным надзором, который может усилиться из-за внедрения цифровых технологий. Больше всего негатива высказали преподаватели из области искусства и культуры (почти 70 процентов). А одни из самых лояльных к дистанту — преподаватели компьютерных наук. Среди них недовольных лишь 36 процентов.

Какие новые программы и направления уже появились в вузе или, может быть откроются в ближайшее время?

Владимир Мау: В новом учебном году в РАНХиГС появились 32 новые программы бакалавриата и 10 программ магистратуры. Среди наиболее актуальных: "Цифровая трансформация в бизнесе", "Антикризисное управление", "Управление глобальными вызовами", многопрофильный бакалавриат "Проекты устойчивого развития". Запущены несколько совместных программ параллельных дипломов — с Лондонским университетом, с партнерами из Италии, Германии и Франции. Так, научным руководителем российско-итальянской программы стал известный итальянский политик, в прошлом министр иностранных дел Италии Франко Фраттини.

Интересный тренд — совместные программы двух или нескольких университетов. Уже четвертый год РАНХиГС совместно с Всероссийской академией внешней торговли реализует российско-французскую программу по праву. В прошедшем году линейка программ пополнилась совместным проектом РАНХиГС, МГЮА, МГИМО и Швейцарской ассоциации международного права "Международное право и сравнительное правоведение". Думаю, в ближайшие можно ожидать появления целого ряда новых специализированных программ по юриспруденции.

Что вы считаете главным трендом этого образовательного года?

Владимир Мау: Так как ситуация еще долго может оставаться неопределенной из-за вируса, главное — иметь свободу маневра и резервы для парирования новых вызовов. Да, резервы мощностей важны не только в здравоохранении, но и в образовании.

Но мне бы хотелось сказать о другом. На наших глазах меняется философия образовательного процесса. Обостряются требования нравственного характера. Главный запрос — запрос на честность. Поясню. На мой взгляд, основная проблема российского образования — недостаток честности во взаимоотношениях "профессор — студент". Как говорится, "какой же фильм без погони: один убегает, другой догоняет". Какое же образование без соревнования между профессором и студентом в использовании технологий, навыков и умений, чтобы последнему облегчить процесс приобретения знаний, а второму, выявить и наказать нарушителя? Это — вечная борьба. Но переход в дистант прошедшей весной актуализировал требование честности, понимание, что образование — это инвестиции в будущее, университетские годы — это задел успеха на всю жизнь. Взаимоотношения "студент-университет" должны быть честными.

Нынешняя жизнь очень отличается от того, как мы жили 15 лет назад. Все это напрямую связано с образованием, которое становится непредсказуемым. Наша задача — подготовить своих студентов и общество к самым разным и неожиданным изменениям, к высокой неопределенности. Именно поэтому так важна роль фундаментального образования. Оно — основа для адаптации к новым вызовам. Ведь фундаментальное знание — это то знание, которое не стареет.

Справка "РГ"

10 лет назад был подписан Указ Президента о создании РАНХиГС на базе 14 вузов. Академия сейчас — это московский кампус и 54 филиала, расположенных во всех федеральных округах нашей страны. Только в Москве сегодня учится почти 16 тысяч человек. Академия сегодня — это более 860 докторов наук и профессоров, три с лишним тысячи кандидатов наук и доцентов. РАНХиГС — крупнейшая отечественная школа по подготовке государственных и муниципальных служащих. За 2019/2020 учебный год по этому профилю было обучено более 50 тысяч человек. Кроме того, РАНХиГС — родоначальник российского бизнес-образования и лидер программ МВА, ЕМВА и DВА.