S7 создает ракету-носитель с возвращаемой ступенью

0
41

Центр разработок S7 приступил к созданию ракеты-носителя легкого класса с возвращаемой ступенью. «Мы приступили к созданию двухступенчатой ракеты-носителя с жидкостным ракетным двигателем с возвращаемой первой ступенью. Работа ведется с 2019 года», — говорится в опубликованном сообщении этой организации.  Фото: РИА Новости Как уточнили в центре разработок, это будет легкая ракета-носитель, при этом в перспективе наработки будут использоваться «при промышленном изготовлении ракеты-носителя среднего класса для запуска с космодрома «Морской старт»», который состоит из пусковой плавучей платформы Odyssey и командного судна, — пишет ТАСС.

Как говорят эксперты, космос должен быть в первую очередь доступным. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Многие специалисты и у нас, и за рубежом считают: повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень ракеты — самая дорогая в производстве. По данным экспертов, цена ее маршевых двигателей колеблется от 10 до 70 миллионов долларов и больше.

Напомним, плавучий космодром «Морской старт» был создан международным консорциумом Sea Launch Company при лидирующем участии американской компании Boeing Commercial Space Company и российской РКК «Энергия». Первый запуск» состоялся в марте 1999 года с помощью ракеты-носителя «Зенит». С 2014 года «Морской старт» законсервирован. Морская часть комплекса — это базирующиеся в Калифорнии плавучая пусковая платформа Odyssey и сборочно-командное судно, на котором осуществляются сборка ракеты и управление предстартовыми операциями. После банкротства и реорганизации в 2016 году проект «Морской старт» выкуплен российской компанией S7 Space.

Весной этого года командное судно и платформа перешли от побережья Соединенных Штатов на Дальний Восток. Сборочно-командное судно Sea Launch Commander прибыло в Приморье 17 марта и пришвартовалось у причала Славянского судоремонтного завода после прохождения таможенных и санитарных процедур, а пусковая платформа Odyssey («Одиссей») прибыла в порт 30 марта.

Руководство Роскосмоса и специалисты ракетно-космической отрасли, а также компании S7 оценили состояние «Морского старта» к готовности проводить пуски перспективных ракет «Союз-5» и «Союз-6». Кстати, как рассказал на сайте «Роскосмоса» главный конструктор «Союза-5» Александр Черевань, в составе перспективной российской ракеты-носителя «Союз-5» будут использоваться двигатели с лучшими в мире характеристиками по удельному импульсу тяги. Маршевый двигатель первой ступени РД-171 МВ разработки НПО «Энергомаш» и РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») на второй обеспечивают максимально возможные характеристики на паре топлива кислород — нафтил.

О том, что перевезенный из США в Россию космодром «Морской старт» будет восстановлен, на форуме «Армия-2020» рассказал вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, он лично осмотрел пришвартованный рядом с Владивостоком плавучий космодром. «Предварительная сумма на восстановление «Морского старта» составляет где-то около 35 миллиардов рублей», — сказал он.

Справка «РГ»

В свое время в России уже велись работы по созданию многоразовых космических комплексов. Так, первая ступень ракеты-носителя «Энергия» (проект «Энергия-Буран») должна была после запуска возвращаться на Землю с помощью парашютов и твердотопливной двигательной установки мягкой посадки. Но проект закрыли. В 2003 году Центр им. Хруничева продемонстрировал полноразмерный макет многоразового ракетного блока «Байкал» для первой ступени ракеты-носителя из семейства «Ангара». Как поясняли тогда эксперты, блок после отделения от второй ступени носителя должен был возвращаться на аэродром «по-самолетному». В том же «Хруничеве» позже разрабатывался аналогичный проект для ракеты-носителя тяжелого класса («Многоразовая ракетно-космическая система», МРКС). В 2013 году по заказу Центра им. Хруничева в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) проводились исследования посадочных характеристик возвращаемой ступени.